Образование не есть только школьное дело. Школа дает лишь ключи к этому образованию. Внешкольное образование есть вся жизнь! Всю жизнь должен человек себя образовывать.
Луначарский А. В.
Пока человек жив, хотя бы седины покрывали его голову, он может, хочет и должен получать образование, и таким образом всякое образование, которое получается вне школы, поскольку вся жизнь не умещается в рамках школы, есть процесс внешкольного образования.
Луначарский А. В.
Никакой человек в мире не родится готовым, то есть вполне сформировавшимся, но всякая жизнь его есть не что иное, как беспрерывно движущееся развитие, беспрестанное формирование.
Белинский В. Г.
Каждый человек получает два воспитания: одно дают ему родители, передавая свой жизненный опыт, другое, более важное, он получает сам.
Тельман Э.
Основные направления, в которых преподавателю необходимо заниматься самообразованием. профессиональное (предмет преподавания);
психолого-педагогическое (ориентированное на учащихся и родителей);
психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);
правовое;
эстетическое (гуманитарное);
историческое;
иностранные языки;
политическое;
информационно-компьютерные технологии;
охрана здоровья;
интересы и хобби.
Результат самообразования В личном плане самообразования преподавателя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок:
результаты самообразования преподавателя на определённых этапах (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно);
повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
доклады, выступления;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
создание комплектов;
педагогических разработок;
обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Личный план самообразования педагога На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. При оформлении работы указываются:
1. Титульный лист:
название учреждения образования, в котором работает педагог, адрес, рабочий телефон.
2. Творческая визитка педагога:
Ф.И.О. педагога;
образование, специальность;
стаж работы по специальности, категория; курсы повышения квалификации по специальности; профессионально-педагогическое кредо.
3. Научно-методическая и профессионально-педагогическая деятельность:
название темы по самообразованию; цель, задачи;
предполагаемый результат; этапы работы;
сроки выполнения каждого этапа;
действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой.
4. Оценка профессиональной деятельности:
способ демонстрации результата проделанной работы;
форма отчёта по проделанной работе.
По окончании работы над темой каждый преподаватель должен написать отчёт с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.
При оформлении работы следует учитывать:
творческий подход;
степень обоснованности содержащегося материала;
глубину и практическую значимость материала;
наличие выраженной авторской позиции при разработке материала;
способ подачи материала
Примерное содержание папки по самообразованию:1. Титульный лист
2. Содержание
3. Перспективный план самообразовательной деятельности на 3-5 лет.
Изучение психолого-педагогической литературы
Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса
Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
Участие в системе методической работы гимназии
Участие в системе методической работы района и области
4. Анализ самообразовательной деятельности за прошлый учебный год
5. Индивидуальный план самообразовательной деятельности на текущий год
6. Материалы работы над индивидуальной методической темой
Теоретическая часть (изучение литературы по теме, знакомство с практическим опытом работы по данной проблеме)
Практическая часть (разработка дидактических материалов для практического внедрения, конспекты уроков, внеклассных мероприятий)
7. Материалы работы над единой методической темой гимназии
8. Посещение уроков, внеклассных мероприятий у коллег.
Примерные темы для самообразования1. Формирование творческой личности.
2. Организация работы с одарёнными студентами
3. Личностно ориентированный подход к воспитанию.
4. Особенности групповой работы с обучающимися во внеурочное время.
5. Технология индивидуальной работы с обучающимися.
6. Формирование коммуникативной компетентности обучающихся.
7. Формирование навыков здорового образа жизни у обучающихся.
8. Формы физического воспитания обучающихся во внеурочное время.
9. Формирование позитивной мотивации на здоровый образ жизни у обучающихся/студентов.
10. Организация профориентационной работы в техникуме.
11. Пути взаимодействия классного руководителя и психолога по изучению личности обучающихся.
12. Игра как важное средство воспитания обучающихся.
13. Игровые моменты на уроках (предмет).
14. Развитие культуры речи на уроках (предмет).
15. Развитие активности, самостоятельности, ответственности обучающихся на основе деятельностного подхода к обучению.
16. Развитие личности обучающихся/студентов, его способности, мотивация учения и учебной деятельности.
17. Информационные технологии обучения обучающихся.
18. Пути совершенствования работы по преемственности.
19. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации обучающихся.
20. Изучение психологических особенностей младших обучающихся - важное условие повышения эффективности обучения и воспитания.
21. Эффективные средства развития критического мышления обучающихся.
22. Проектная деятельность обучающихся.
23. Повышение мотивации учащихся к овладению устной иноязычной речью на уроках и во внеурочной деятельности.
24. Технологии обучения современным речевым нормам изучаемого языка в искусственной языковой среде.
Продуктивность процесса самообразования
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
• в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
• педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Преподаватель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности;
• педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом преподавателя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов);
• программа профессионального развития преподавателя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;
• педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;
• осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.